
|
 |
|
Документ недели |
[24.10.2023-30.10.2023] |

Методические рекомендации в отношении деятельности кредитных организаций и платежных агрегаторов по осуществлению расчетов с организациями торговли (услуг) по операциям, совершенным с использованием электронных средств платежа
Скачать (6 kb
Содержание :
ЦБ РФ дал рекомендации в сфере эквайринга для борьбы с отмыванием преступных доходов
(..)
Центробанк подготовил, в частности, для кредитных организаций-эквайреров рекомендации по контролю за операциями, которые выполняют с помощью электронных средств платежа. Одна из целей - снижение рисков отмывания денег и финансирования терроризма торгово-сервисными предприятиями (ТСП).
Банк России советует:
- переводить или зачислять деньги только на банковские счета ТСП. Сумма должна соответствовать данным из положительного авторизационного сообщения;
- указывать в таких сообщениях сведения о ТСП, например его наименование, ИНН и идентификатор терминала для безналичной оплаты;
- проверять, совпадает ли деятельность ТСП с его транзакционным профилем. Следует сопоставлять число платежей за час, день или месяц, их распределение в течение суток, суммы операций и т.д. Для онлайн-бизнеса - изучать активность сайта, который указали в договоре эквайринга, убедиться, что товары, работы или услуги реализуют через него;
- обращать особое внимание на переводы денег физлицам, которые не связаны с возвратом средств.
Если кредитная организация выявит, что фактическая деятельность ТСП не соответствует заявленной, и возникнут подозрения в отмывании денег и финансировании терроризма, рекомендуют среди прочего:
- провести углубленную проверку документов и информации о клиенте, его представителе и (или) выгодоприобретателе, бенефициарном владельце, а также об операциях и бизнесе предприятия;
- повысить внимание к транзакциям ТСП;
- рассмотреть возможность расторжения договора эквайринга, если документ позволяет сделать это в подобной ситуации.
Есть и другие рекомендации.
Ниже приведем текст рекомендаций.
Методические рекомендации в отношении деятельности кредитных организаций и платежных агрегаторов по осуществлению расчетов с организациями торговли (услуг) по операциям, совершенным с использованием электронных средств платежа
(..)
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения стабильности национальной платежной системы, а также минимизации рисков в области легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - ОД/ФТ).
2. Под кредитной организацией - эквайрером в настоящих Методических рекомендациях понимается кредитная организация, заключившая с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или лицом, указанным в части 14 статьи 9.1 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее соответственно - ТСП, Федеральный закон N 161-ФЗ), договор о приеме электронных средств платежа (далее - ЭСП) в соответствии с частью 1 статьи 9.1 Федерального закона N 161-ФЗ и осуществляющая с ТСП расчеты по операциям с использованием ЭСП, совершенным в целях оплаты их товаров, работ, услуг.
3. Кредитным организациям - эквайрерам, а также платежным агрегаторам, привлекаемым кредитными организациями - эквайрерами в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона N 161-ФЗ, рекомендуется обеспечивать во исполнение требований частей 1 - 3 статьи 9.1 Федерального закона N 161-ФЗ зачисление или перевод денежных средств, получаемых в пользу ТСП, с которыми был заключен договор о приеме ЭСП, только на банковские счета указанных ТСП в размере сумм операций, совершенных с использованием ЭСП, информация о которых содержится в положительных авторизационных сообщениях о транзакциях в адрес соответствующего ТСП (с учетом сумм вознаграждений кредитной организации - эквайрера и платежного агрегатора и сумм операций по возврату ТСП денежных средств покупателям).
4. Кредитным организациям - эквайрерам при привлечении в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона N 161-ФЗ платежного агрегатора рекомендуется обеспечить исполнение платежным агрегатором рекомендаций, указанных в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций.
5. Кредитным организациям - эквайрерам, в том числе в случае привлечения в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона N 161-ФЗ платежного агрегатора, рекомендуется в авторизационных сообщениях указывать с учетом требований правил и стандартов платежных систем ИНН и иные данные, идентифицирующие ТСП (наименование и идентификатор ТСП, идентификатор программного средства и (или) технического устройства, обеспечивающего прием ЭСП).
6. Кредитным организациям - эквайрерам рекомендуется при присвоении каждому ТСП, с которым заключен договор о приеме ЭСП, кодов категорий ТСП (кодов MCC), установленных правилами платежных систем, обеспечивать соответствие присваиваемого кода MCC заявленной ТСП деятельности.
7. В целях проверки корректности использования присвоенных кодов MCC кредитным организациям - эквайрерам рекомендуется осуществлять с определенной ими периодичностью проверку их соответствия фактической деятельности ТСП, в том числе путем сопоставления заявленных ТСП видов деятельности его транзакционному профилю (например, количество транзакций в течение часа/дня/месяца, распределение транзакций в течение суток, суммы операций, количество транзакций от одного плательщика за короткий промежуток времени и другие).
8. Кредитным организациям - эквайрерам, заключившим договор о приеме ЭСП с ТСП, осуществляющим продажу товаров (реализацию работ, услуг) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), дополнительно к предусмотренной пунктом 7 настоящих Методических рекомендаций проверке соответствия фактической деятельности ТСП заявленной им деятельности рекомендуется устанавливать соответствие сайта ТСП в сети "Интернет", заявленного при заключении договора о приеме ЭСП, с сайтом, с использованием которого ТСП фактически осуществляет продажу товаров (реализацию работ, услуг), и сопоставлять активность заявленного сайта ТСП в сети "Интернет" (количество посещений, индексация в поисковиках, иная информация в сети "Интернет") с его транзакционным профилем.
9. Кредитным организациям - эквайрерам в рамках предусмотренной пунктом 7 настоящих Методических рекомендаций проверки соответствия фактической деятельности ТСП заявленной им деятельности рекомендуется обращать повышенное внимание на ТСП, в которых осуществляются операции по перечислению денежных средств в пользу физических лиц, не связанные с возвратом денежных средств вследствие отказа от исполнения договоров купли-продажи, договоров о выполнении работ (оказании услуг), заключенных с данными ТСП.
10. При выявлении кредитной организацией - эквайрером несоответствия фактической деятельности ТСП заявленной, в том числе в результате мероприятий, проведенных в соответствии с пунктами 7 - 9 настоящих Методических рекомендаций, и при возникновении у нее на основании правил внутреннего контроля в целях противодействия ОД/ФТ подозрений, что операции данного ТСП осуществляются в целях ОД/ФТ, кредитной организации - эквайреру рекомендуется проводить следующие мероприятия, направленные на минимизацию риска вовлечения кредитных организаций в осуществление ОД/ФТ:
провести углубленную проверку документов и информации о клиенте, его операциях и деятельности, о представителе клиента и (или) выгодоприобретателе, бенефициарном владельце;
обеспечить повышенное внимание к операциям ТСП;
рассматривать указанные выше факты, выявленные в деятельности ТСП, в качестве факторов, влияющих на оценку степени (уровня) риска совершения данным ТСП подозрительных операций;
рассматривать вопрос о возможности расторжения договора о приеме ЭСП с указанным ТСП при наличии в нем соответствующего условия.
11. Кредитным организациям - участникам платежных систем в случае привлечения ими кредитных организаций - эквайреров для исполнения своих функций эквайрера, определенных правилами платежных систем, рекомендуется обеспечивать соблюдение привлеченными кредитными организациями - эквайрерами настоящих Методических рекомендаций.
12. Пункт 11 настоящих Методических рекомендаций применяется также кредитными организациями, являвшимися участниками платежных систем, операторы которых были исключены Банком России из реестра операторов платежных систем в соответствии с частью 8 или частью 9 статьи 34 Федерального закона N 161-ФЗ.
13. Настоящие Методические рекомендации подлежат опубликованию в "Вестнике Банка России" и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Первый заместитель Председателя Банка России О.Н.СКОРОБОГАТОВА
Полный текст документа, являющегося героем текущего обзора -
Методические рекомендации в отношении деятельности кредитных организаций и платежных агрегаторов по осуществлению расчетов с организациями торговли (услуг) по операциям, совершенным с использованием электронных средств платежа, можно скачать, кликнув на выделенную часть текста (скачать).
Инструкция по разархивации находится здесь.
Обсудить в форуме.
(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )
|



 |

|
|