Федеральный закон от 19.02.2018 N 22-ФЗ
"Об упразднении некоторых районных судов Республики Мордовия и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Республики Мордовия"
Упразднены малосоставные районные суды Мордовии: Атюрьевский, Большеберезниковский, Большеигнатовский, Дубенский, Ельниковский, Кадошкинский, Кочкуровский, Старошайговский, Теньгушевский
Вопросы осуществления правосудия, отнесенные к их ведению, переданы в юрисдикцию Атяшевского, Инсарского, Ичалковского, Краснослободского, Темниковского, Торбеевского, Чамзинского районных судов, Октябрьского районного суда Саранска.
Данные положения закона вступают в силу по истечении одного года со дня официального опубликования.
На местах упраздненных судов сформированы судебные присутствия.
Федеральный закон от 19.02.2018 N 23-ФЗ
"Об упразднении Пенжинского районного суда Камчатского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Олюторского районного суда Камчатского края"
Пенжинский районный суд Камчатского края будет упразднен, с передачей относящихся к его ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Олюторского районного суда
В составе Олюторского районного суда Камчатского края будет образовано постоянное судебное присутствие в селе Каменское Пенжинского района.
Указанные положения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего закона.
Федеральный закон от 19.02.2018 N 24-ФЗ
"О создании межрайонных судов и об упразднении некоторых районных, городских судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе межрайонных судов Тверской области"
В Тверской области создаются межрайонные суды: Бежецкий, Вышневолоцкий, Западнодвинский, Кашинский, Максатихинский, Нелидовский, Осташковский и Торжокский
Определено, что юрисдикция указанных судов распространяется:
- Бежецкого - на территории Бежецкого, Весьегонского, Краснохолмского, Молоковского, Сандовского и Сонковского районов;
- Вышневолоцкого - на территории Вышневолоцкого, Спировского и Фировского районов;
- Западнодвинского - на территории Западнодвинского, Андреапольского и Жарковского районов;
- Кашинского - на территории Кашинского и Кесовогорского районов;
- Максатихинского - на территории Лесного и Максатихинского районов;
- Нелидовского - на территории Нелидовского, Вельского и Оленинского районов;
- Осташковского - на территории Осташковского городского округа, Пеновского и Селижаровского районов;
- Торжокского - на территории Торжокского и Кувшиновского районов.
В составе указанных судов образованы судебные присутствия в отдельных населенных пунктах Тверской области.
Ряд районных и городских судов Тверской области упразднены.
Реформа связана с необходимостью приведения системы районных и городских судов Тверской области в соответствие с требованиями действующего законодательства, а также с низкой нагрузкой судей упраздненных малосоставных районных судов и устойчивые тенденции снижения численности населения районов, в которых они расположены.
Федеральный закон от 19.02.2018 N 27-ФЗ
"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства"
Усовершенствован порядок исчисления и продления срока содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в период досудебного производства
В настоящее время в срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением. При этом срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого или обвиняемого под стражу и до направления прокурором уголовного дела в суд, то есть включает в себя срок содержания под стражей не только в период расследования, но и во время, необходимое прокурору для рассмотрения поступившего к нему уголовного дела.
Федеральным законом установлено, что:
в срок содержания под стражей в период досудебного производства включаются срок содержания под стражей в периоды предварительного расследования и рассмотрения уголовного дела прокурором до принятия им необходимого решения. При этом срок содержания под стражей в период предварительного расследования исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления уголовного дела прокурору с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера;
по уголовному делу, направляемому прокурору с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, по ходатайству следователя или дознавателя срок домашнего ареста или срок содержания под стражей может быть продлен для обеспечения принятия прокурором, а также судом решений по поступившему уголовному делу;
в случае возвращения прокурором уголовного дела следователю и обжалования данного решения следователем, а также возвращения уголовного дела дознавателю и обжалования данного решения дознавателем по ходатайству следователя или дознавателя срок содержания под стражей может быть продлен для обеспечения принятия вышестоящим прокурором, а также судом решений по поступившему уголовному делу;
в необходимых случаях (например, когда срок домашнего ареста или содержания под стражей оказывается недостаточным для принятия судом решения по поступившему уголовному делу) по ходатайству прокурора, возбужденному перед судом в период досудебного производства не позднее чем за 7 суток до истечения срока домашнего ареста или содержания под стражей, срок домашнего ареста или содержания под стражей может быть продлен до 30 суток.
Федеральный закон от 19.02.2018 N 31-ФЗ
"О внесении изменения в статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
В Уголовно-процессуальном кодексе РФ закреплены поправки, ранее внесенные в УК РФ, в части исключения отсрочки отбывания наказания лицам, совершившим преступления террористической направленности
Федеральным законом от 07.03.2017 N 33-ФЗ было установлено, что беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до 14 лет и являющемуся единственным родителем, которым назначено наказание в виде лишения свободы за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4 и 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьей 361 УК РФ, и сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277, 278, 279 и 360 УК РФ, суд не может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста.
К таким преступлениям относятся отдельные преступления против общественной безопасности (такие как теракт, содействие террористической деятельности и др.), против мира и безопасности (акт международного терроризма), а также отдельные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, сопряженные с осуществлением террористической деятельности.
Новым Федеральным законом аналогичное положение в части отсрочки исполнения приговора закреплено в пункте 2 части первой статьи 398 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 25.01.2018 N 8-КЭ
"О праве действующих судей и судей в отставке входить в состав совета многоквартирного дома и являться председателем такого совета"
Участие судьи, в том числе в отставке, в работе совета многоквартирного дома требует предельной осмотрительности с точки зрения соответствия его действий Кодексу судейской этики
Сообщается, что согласно Жилищному кодексу РФ в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме.
При реализации судьей, являющимся собственником жилого помещения в многоквартирном доме, своих гражданских прав как участника общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, также следует учитывать ограничения, обусловленные особым публичным статусом судьи.
Деятельность действующего судьи, также как судьи в отставке, в качестве председателя совета многоквартирного дома в любом случае (даже если он не представляет интересы собственников в суде и не получает вознаграждения на основании соответствующего решения собственников) ведет к нарушению ограничений, установленных подпунктом 6 пункта 3 статьи 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и пунктом 3 статьи 19 Кодекса судейской этики.
Вместе с тем из законодательства, определяющего статус судьи и Кодекса судейской этики, не вытекает принципиальная недопустимость права судей, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, входить в состав совета многоквартирного дома, реализуя тем самым свои гражданские права, вытекающие из статуса участника собственности на общее имущество многоквартирного дома.
Однако в любом случае участие судьи (судьи в отставке) в деятельности совета дома сопровождается рядом условий, затрудняющим соответствующие участие.
Кроме недопустимости представительства интересов других лиц в отношениях с третьими лицами, управляющей организацией, ресурсоснабжающими организациями и т.д., судья не может консультировать других лиц (кроме членов своей семьи) по вопросам, которые могут стать в будущем предметом судебного разбирательства. При этом нельзя не учитывать объективно существующую повышенную конфликтность вопросов управления многоквартирными домами.
|