Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 14.01.2019 N 1-КЭ
"Об отсутствии конфликта интересов в случае замещения супругами должностей федеральных судей в одном субъекте Российской Федерации - в суде общей юрисдикции и арбитражном суде"
Само по себе то обстоятельство, что один из супругов осуществляет правосудие в суде общей юрисдикции, а другой - в арбитражном суде округа, действующем в том же субъекте РФ, не порождает конфликт интересов
Из содержания абзаца второго пункта 8 статьи 5 и подпункта 11 пункта 1 статьи 14 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" следует однозначный запрет на замещение должности судьи в конкретном суде лицом, состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.
Часть 3 статьи 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" в составе единой судебной системы РФ выделяет систему федеральных судов общей юрисдикции (кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды) и систему федеральных арбитражных судов (арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды).
Суды, входящие в систему федеральных судов общей юрисдикции, и суды, образующие систему федеральных арбитражных судов, разграничены установленной процессуальным законодательством предметной компетенцией и не связаны между собою инстанционной подчиненностью.
Поэтому само по себе то обстоятельство, что один из супругов осуществляет правосудие в суде общей юрисдикции (в частности, в должности заместителя председателя верховного суда республики), а другой - в арбитражном суде округа, действующем в том же субъекте РФ, не порождает конфликт интересов в значении, определяемом Законом о статусе судей, и не создает потенциальной опасности нарушения требований, предъявляемых к поведению судьи Кодексом судейской этики.
Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 22.05.2019 N 4-КЭ
"О праве судьи, пребывающего в отставке, являться учредителем, председателем, членом региональной общественной организации, не связанной с организацией судейского сообщества"
Судья в отставке при соблюдении ряда условий вправе быть учредителем, председателем или участником региональной общественной организации
Запрет судье участвовать в иных некоммерческих общественных объединениях, кроме политических партий, федеральным законодательством не установлен. Кодекс судейской этики, регламентируя участие судьи в общественной деятельности, прямо закрепляет право судьи состоять в качестве члена в некоммерческих общественных, в том числе профессиональных, благотворительных и иных подобных организациях. При этом от судьи требуется соблюдение установленных ограничений. Эти положения Кодекса судейской этики в равной мере распространяются и на судей, пребывающих в отставке. Общественная организация является одной из организационно-правовых форм общественного объединения.
Федеральное законодательство, не устанавливает для судей прямой запрет на вхождение в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов некоммерческих общественных организаций, за исключением иностранных организаций. Однако, принимая решение об учреждении, членстве или вхождении в состав органов управления общественной организации, судья должен оценить все потенциальные риски, которые при определенных обстоятельствах могут привести к нарушению требований профессиональной этики. В частности, следует учитывать не только заявленные уставом цели общественной организации, но и конкретные формы ее работы. В случае, если судья, судья в отставке является председателем или входит в состав коллегиального исполнительного органа региональной общественной организации, уставом которой предусмотрено осуществление деятельности, приносящей доход, возникает угроза нарушения ограничений, предусмотренных Законом о статусе судей.
С тем, чтобы обеспечить соблюдение ограничения на участие судьи в "иной политической деятельности", судья должен соотносить свое участие в деятельности общественной организации с положениями Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", определяющими критерии признания некоммерческой общественной организации, участвующей в политической деятельности.
Необходимо также учитывать положения Кодекса судейской этики, в силу которых судья в отставке обязан сохранять лояльность к судебной власти воздерживаться от публичных заявлений или замечаний, которые могут причинить ущерб интересам правосудия, его независимости и беспристрастности.
Допускаемое Законом о статусе судей и Кодексом судейской этики участие судьи в деятельности некоммерческой общественной организации, осуществляемое на безвозмездной основе, не влияет на право пребывающего в отставке судьи получать назначенное ему ежемесячное пожизненное содержание. Если же соответствующая деятельность является оплачиваемой, то согласно Закону о статусе судей, осуществлять ее судья, пребывающий в отставке, вправе только при наличии стажа работы в должности судьи не менее 20 лет либо по достижении возраста 55 лет (для женщин - 50 лет).
В любом случае судья всегда обязан самостоятельно определять соответствие своей деятельности публично-правовому статусу судьи и требованиям Кодекса судейской этики.
Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 22.05.2019 N 5-КЭ
"О праве судьи в отставке замещать должность ведущего контролера по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней в региональной Государственной инспекции пробирного надзора федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации"
Пребывающий в отставке судья со стажем работы в должности судьи не менее 20 лет и/или достигший соответствующего возраста может занимать в государственном учреждении любую должность
Сообщается, что согласно Положению о региональной Государственной инспекции пробирного надзора ФКУ "Пробирная палата России" (далее - госинспекция), утвержденному Приказом ФКУ "Пробирная палата России" от 13.03.2018 N 65, госинспекция является филиалом ФКУ "Пробирная палата России".
Должность ведущего контролера по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней (далее - ведущий контролер) является штатной единицей госинспекции; ведущий контролер назначается на эту должность и освобождается от нее приказом начальника госинспекции; кандидат на должность ведущего контролера должен иметь высшее техническое или экономическое образование.
В соответствии с Законом РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ, может быть назначен на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.
Других ограничений по видам должностей, которые судья в отставке вправе замещать в названных органах, учреждениях, объединениях, законодательство, регулирующее статус судьи, не устанавливает.
Таким образом, пребывающий в отставке судья при стаже работы в должности судьи не менее 20 лет и/или достигший соответствующего возраста, может занимать в государственном учреждении любую должность.
Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 22.05.2019 N 6-КЭ
"О праве судьи в отставке замещать должность председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования"
Судья, пребывающий в отставке, вправе замещать муниципальную должность руководителя контрольно-счетного органа муниципального образования независимо от возраста и судейского стажа
Разъясняется, что общее правило о праве судьи, пребывающего в отставке, замещать должности муниципальной службы независимо от возраста и судейского стажа закреплено в Законе РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей). Никаких исключений из этого правила в отношении должностей государственной и муниципальной службы в контрольно-счетных органах субъектов РФ и муниципальных образований Законом о статусе судей не установлено.
В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются граждане РФ, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции. Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования для этих должностных лиц могут быть установлены дополнительные требования к образованию и опыту работы. Федеральный закон не содержит положений, исключающих замещение названных должностей судьями, пребывающими в отставке.
То обстоятельство, что руководитель контрольно-счетного органа муниципального образования в силу должностных обязанностей представляет контрольно-счетный орган, в том числе в случае участия данного органа в рассматриваемом судом деле, не образует нарушения запретов и ограничений, установленных для судей, пребывающих в отставке. В тех случаях, когда полномочия лица представлять юридическое лицо без доверенности основаны на законе либо положениях учредительных документов юридического лица, имеет место законное представительство, осуществление которого допускается Законом о статусе судей.
Постановлением Президиума Совета судей РФ от 27.06.2016 N 518 разъяснено, что в период замещения судьей, пребывающим в отставке, независимо от возраста и судейского стажа государственных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, наряду с оплатой на замещаемых должностях сохраняется назначенное судье ежемесячное пожизненное содержание.
Таким образом, судья, пребывающий в отставке, независимо от возраста и судейского стажа, вправе замещать муниципальную должность руководителя контрольно-счетного органа муниципального образования.
Вместе с тем судья в отставке при замещении любой должности государственной или муниципальной службы должен самостоятельно оценивать все свои конкретные действия с точки зрения соответствия их требованиям федерального законодательства, регулирующего статус судьи, и Кодекса судейской этики.
|