Ирена Самохина,
руководитель департамента экспертно-аналитических правовых систем
В современных условиях при организации и планировании бизнеса специалистам необходима полная информация не только о действующем в данный момент законодательстве, но и о возможных его изменениях. Поэтому неуклонно растет интерес пользователей к законопроектам, причем не только к уже принятым Госдумой, но и к внесенным, но пока не рассмотренным на пленарном заседании, а также к различным сопроводительным материалам и т.п. Идя навстречу пожеланиям пользователей, компания "Консультант Плюс" в октябре 2002 г. выпускает новую систему КонсультантПлюс:Законопроекты (далее - Законопроекты).
Предназначение системы
Система полезна как дополнение к системам по федеральному законодательству, поскольку позволяет при работе с действующим законодательством получить информацию о его возможных изменениях в будущем, а также оперативно ознакомиться с текстами этих изменений. Поэтому информация, представленная в системе, будет интересна весьма широкому кругу пользователей: юристам, бухгалтерам, сотрудникам, отвечающим за стратегическое развитие предприятия, руководителям различного уровня, специалистам органов власти, а также специалистам, имеющим научный интерес к анализу законодательства и законотворчества.
Незаменима система и для консалтинговых и аудиторских организаций, которым по роду деятельности необходимо прогнозировать ситуацию в будущем по многим направлениям и давать консультации своим клиентам, исходя из возможного развития событий.
Информационное наполнение системы
Число документов к моменту выхода системы составляло более 6000. Еженедельное пополнение системы обеспечивается тесным сотрудничеством с Госдумой и Советом Федерации.
В информационном банке (ИБ) системы можно выделить три группы документов:
- законопроекты в различных редакциях,
- паспорта законопроектов и
- сопроводительные материалы.
Основной группой документов в системе являются собственно законопроекты. При этом в ИБ представлена полная информация о прохождении каждого законопроекта, то есть практически вся его юридическая судьба в виде различных редакций законопроекта:
а) редакция, внесенная в Госдуму (но пока не прошедшая рассмотрение на пленарном заседании, либо снятая с рассмотрения в I чтении. При этом, если законопроект был снят с рассмотрения, то его текст из ИБ не удаляется);
б) редакция, принятая Госдумой в I чтении;
в) редакция II чтения (официально текстов II чтения не существует. Однако для важнейших законопроектов ответственные комитеты Госдумы самостоятельно готовят тексты законопроектов ко II чтению, которые и вводятся в систему);
г) редакция, принятая Госдумой в окончательной редакции; д) текст проекта, принятого Госдумой в иной редакции (в редакции согласительной комиссии, в редакции с учетом предложений Президента).
Паспорта законопроектов специально готовятся разработчиком систем. В них отражена вся значимая информация о процессе рассмотрения данного законопроекта, начиная с момента внесения в Государственную Думу и заканчивая подписанием Президентом РФ или снятием с рассмотрения. В паспорте законопроекта также указывается информация о субъектах законодательной инициативы (кем внесен законопроект) и ответственный комитет Госдумы по данному законопроекту. Паспорт законопроекта дает возможность пользователю ознакомиться со всеми стадиями прохождения законопроекта в ходе законодательного процесса.
К сопроводительным материалам, вводимым в систему, относятся:
а) пояснительная записка;
б) финансово-экономическое обоснование;
в) перечень изменяемых актов федерального законодательства (эти три материала должны быть приложены к тексту вносимого в Госдуму законопроекта согласно Регламенту Госдумы);
г) заключения (Президента РФ, Правительства РФ, Правового управления Аппарата Госдумы, профильных комитетов);
д) другие материалы (письма Президента РФ, Правительства РФ и др.);
е) выписки из протоколов заседания Совета Думы (в ИБ включаются выписки из протокола заседания Совета Думы, которым законопроект принимается к рассмотрению на пленарном заседании).
Поисковые и сервисные возможности системы
Для тематического поиска в системе используется новый классификатор правовых актов, разработанный компанией "Консультант Плюс" в сотрудничестве с Главным государственно-правовым управлением Президента РФ и Российским фондом правовых реформ, одобренный Президентом РФ и рекомендованный для использования органам государственной власти.
В системе реализованы гиперссылки внутри документа и между документами. Также есть гиперссылки между системой КонсультантПлюс:Законопроекты и системой КонсультантПлюс:ВерсияПроф.
Для удобства пользователей в ИБ отражена связь между материалами к данному законопроекту и паспортом законопроекта. В Примечании к документу дана гипертекстовая ссылка: "Смотри ПАСПОРТ ЗАКОНОПРОЕКТА". В свою очередь в тексте паспорта все эти материалы также упомянуты и на них стоят гипертекстовые ссылки.
Также для удобства пользователей в системе отражена связь между альтернативными законопроектами. Перечень альтернативных законопроектов помещается в текст паспорта (после основных сведений), а в поле "Примечание к документу" в паспорте ставится примечание "Смотри АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ" в виде гипертекстовой ссылки на этот перечень.
В силу специфики информации, представленной в системе, Карточка реквизитов имеет свои особенности. Так, новая система включает особые поля - "Кем подготовлен" и "Стадия законодательного процесса".
Поле "Кем подготовлен" используется для поиска законопроектов по конкретному субъекту законодательной инициативы, а также для поиска сопроводительных материалов по тому или иному принявшему органу.
Чтобы найти нужный документ (законопроект, паспорт, пояснительную записку) с помощью данного поля, надо ввести либо Ф.И.О. депутатов, либо названия думских комитетов или депутатских групп депутатов. Если проект внесен иными субъектами законодательной инициативы (Президентом, Правительством, Верховным Судом, ВАС РФ, Конституционным Судом), законодательными органами субъектов РФ, то следует ввести соответствующее наименование органа, внесшего законопроект.
Поиск сопроводительных материалов можно осуществить по конкретному органу, подготовившему их (комитеты Госдумы Федерального Собрания РФ, Правительство РФ и др.).
С помощью поля "Стадия законодательного процесса" можно ограничить поиск законопроектов, указав определенную стадию их рассмотрения (рис. 3).
Некоторые стандартные поля в новой системе также приобрели особые свойства.
Так, с помощью поля "Дата" можно найти документ как по дате внесения, дате принятия/одобрения (для конкретной редакции), так и по той или иной значимой дате, отражающей изменения стадии законодательного процесса (для паспортов).
С помощью поля "Номер" каждому внесенному в Госдуму законопроекту присваивается уникальный регистрационный номер. По данным номерам можно найти законопроект и/или его паспорт.
Сопроводительные материалы можно найти по официальному номеру документа (если он присутствует в реквизитах) - номер письма, решения и т.п.
Также хочется отметить удобство представления названий разных типов документов в Списке документов. Эти особенности помогают отобрать из Списка документов нужные материалы для дальнейшей работы, не входя в текст. Так, в названии паспорта законопроекта, помимо собственно названия, всегда указываются субъект законодательной инициативы и окончательная редакция, последнее - если законопроект находится на окончательной стадии законодательного процесса (подписан Президентом РФ или снят с рассмотрения). В названии законопроекта указывается, в каком чтении и когда (дата) принята данная редакция.
(По материалам бюллетеня "Консультант Плюс")