Посмотреть все вопросы и ответы
Отвечает Селянина Е. Н.
(Об авторе ...)
В соответствии с п.2 ст.2 закона №54- ФЗ от 22. 05.2003г. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлениии наличных денежных расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
В настоящее время такой порядок установлен Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденный Постановлением Правительства РФ №171 от31.03.2005г. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.12.2006 N 743, от 27.08.2007 N 542)
В п.1 вышеуказанного Положения прямо указано,что в случае оказания услуг населению при условии выдачи организациями соответствующих бланков строгой отчетности они (бланки) «приравнены» к кассовым чекам.
При этом форма БСО для соответствующего вида услуг населению должна быть утверждена Министерством финансов РФ. Письмом от 20.04.1995г.№16-00-30-35 Министерство финансов РФ утвердило форму документа строгой отчетности для организаций и учреждений Минкультуры РФ.
Формы бланков, утвержденные Минфином РФ, могут использоваться всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, для которых эти формы были утверждены. Срок действия применяемых в настоящее время бланков строгой отчетности заканчивается 01.06.2008г.
Новые формы бланков утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.Вышеуказаное Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденное Постановлением Правительства РФ №171 от31.03.2005г. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.12.2006 N 743, от 27.08.2007 N 542) определяет перечень документов,направляемых в Минфин РФ для утверждения новых форм бланков строгой отчетности.
Таким образом, основным документом, регламентирующем применение бланков строгой отчетности, является закон №54-ФЗ от 22.05.03г. Необходимо иметь ввиду,что п.3 данного закона содержит ряд дополнительных условий,при наличии которых организации и индивидуальные предприниматели, обязанные по роду своей деятельности выдавать покупателям чек ККМ, могут применять бланки строгой отчетности. Однако сразу после выхода закона №54-ФЗ позиция налоговых органов не всегда складывалась в пользу налогоплательщиков;считалось,что в стационарных условиях покупателю должен выдаваться чек ККМ, а не в стационарных («на выезде») можно было применять бланки строгой отчетности.
Но затем ситуация изменилась ( письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 25.10.2004г. №33-0-13/682,письмо Федеральной налоговой службы от 17.05.05г.№22-3-11/868@ и от 28.03.06г.№ММ-6-06/333@), т. е. обязанность применять контрольно-кассовую технику не носит абсолютный характер, поскольку Федеральным законом №54-ФЗ предусмотрена возможность осуществления расчетов и без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности (пункт 2 статьи 2), а также в силу специфики их деятельности либо особенностей их местонахождения (пункт 3 статьи 2).
Имеется и еще одна особенность в применении БСО в соответствии с законом № 54-ФЗ.
При применении бланков строгой отчетности необходимо иметь ввиду ,что оформление бланка строгой отчетности одновременно с выдачей чека ККМ может быть расценено налоговыми органами как получение выручки отдельно по каждому документу,т.к. организация в соответствии с законодательством только при соблюдении определенных условий имеет право на применение БСО, в то время как сфера применения ККМ значительно шире.
Посмотреть все вопросы и ответы