
|
 |
|
Медицинское учреждение является некоммерческой организацией, ведет уставную деятельность в соответствии с законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ. |
 |
Учреждение в соответствие с Уставом использует переданное Учредителем в оперативное управление имущество, помещение, получает от Учредителя целевое финансирование по утвержденной смете.
Кроме того, в соответствие с Уставом, ведется предпринимательская деятельность по оказанию медуслуг по договорам добровольного медстрахования.
Доходы от предпринимательской деятельности используются на развитие Учреждения: приобретается аппаратура, медоборудование и др. основные средства, которые в соотв. с НК РФ ч.2 ст.256 Учреждение считает амортизируемым и включает в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.
Объем целевого финансирования составляет до 5 % от общих доходов.
В соответствие с НК РФ ведется раздельный учет расходов. К расходам по целевому финансированию относятся статьи расходов, перечисленные в утвержденной Учредителем смете. При этом некоторые статьи расходов распределяются пропорционально доле соответствующего дохода, что разрешается статьей 272 НК РФ ч.2 п.1.
Вопросы:
- Правомерна ли данная форма раздельного учета расходов и как правильно при этом оформить первичные документы, подтверждающие объем расходов по целевому финансированию? Ведь имеется один документ на общую сумму, которая должна быть распределена на расходы по целевому финансированию и коммерческой деятельности в пропорциональном соотношении?
- Правомерно ли относить к расходам по целевому финансированию только статьи расходов, указанные в утвержденной смете?
- Имеет ли учреждение право учитывать амортизацию основных средств, приобретенных за счет доходов от коммерческой деятельности в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль?
Все вопросы и ответы
Отвечает Селянина Е. Н.
(Об авторе ...)
Правомерна ли данная форма раздельного учета расходов и как правильно при этом оформить первичные документы, подтверждающие объем расходов по целевому финансированию? Ведь имеется один документ на общую сумму, которая должна быть распределена на расходы по целевому финансированию и коммерческой деятельности в пропорциональном соотношении?
В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Эти положения Кодекса действительны для всех организаций, ведущих деятельность с целью получения дохода, в том числе и для некоммерческих.
В соответствие со ст.251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Однако конкретный порядок ведения раздельного учета Налоговым кодексом не указан, поэтому некоммерческие организации могут разработать его самостоятельно с учетом специфики своей деятельности и закрепить в учетной политике.
Налоговые органы предлагают распределять расходы, непосредственно относящиеся к предпринимательской деятельности, в соответствии с долей таких доходов в общем объеме поступлений. Таким образом, расходы по приобретенным товарам, работам, услугам подлежат распределению пропорционально полученным доходам от предпринимательской деятельности и поступлениям от целевого финансирования. В таком случае порядок ведения раздельного учета расходов устанавливается налогоплательщиком самостоятельно и утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации. Указанный порядок отражается в учетной политике для целей налогообложения (Письмо ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/404@).
Существует несколько методов распределения расходов.
Метод прямого учета.
Этот метод применяется, когда налогоплательщику точно известно, в какой деятельности – коммерческой или некоммерческой - он будет использовать приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права.
Расчетный метод учета расходов.
Этот метод применяется для учета расходов по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, которые одновременно используются как в коммерческой деятельности, так и в операциях, источником средств которых является целевое финансирование. При этом установить, сколько товаров (работ, услуг) используется в одной деятельности, а сколько в другой, прямым путем не представляется возможным. В этом случае суммы расходов принимаются и учитываются в той пропорции, в которой они используются для коммерческой и некоммерческой деятельности в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
В частности, это относится к коммунальным услугам, услугам связи, транспортным расходам по обслуживанию административно-управленческого персонала и т. п.
Распределение расходов производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). То есть при определении пропорции для распределения расходов в целях применения гл. 25 НК РФ общая сумма доходов предполагает и целевое финансирование, и выручку от приносящей доход деятельности, за исключением внереализационных доходов (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и др.). При этом данная пропорция также должна определяться без учета сумм НДС.
Не распределять, а полностью относить на уменьшение налогооблагаемой прибыли расходы на коммунальные услуги, услуги связи и на ремонт основных средств, приобретенных и созданных за счет некоммерческой деятельности, можно при следующих условиях:
- если в сметах доходов и расходов не предусмотрено финансирование указанных расходов;
- эксплуатация указанных основных средств в данном налоговом периоде связана с ведением предпринимательской деятельности.
По мнению автора, в настоящее время при осуществлении организацией как, некоммерческой, так и предпринимательской деятельности соответствующие затраты можно распределять несколькими способами.
Первый способ заключается в том, что первоначально их следует отражать на счетах (субсчетах) бухгалтерского учета, с последующим распределением между коммерческой и некоммерческой деятельностью и сторнировочными бухгалтерскими проводками.
Второй - затраты, подлежащие распределению, отражаются по истечении месяца (квартала), когда будут известны показатели к распределению или доля предпринимательской выручки в общем объеме поступлений за отчетный месяц. Этот способ менее трудоемкий, хотя и требует тщательного контроля, поскольку нарушаются сроки отражения операций в учете.
Есть и третий, "идеальный", вариант: организация должна строго придерживаться запланированной доли предпринимательских доходов в общем объеме поступлений. При этом не возникнет проблем ни с перераспределением, ни со сроками отражения операций, ни с оплатой расходов.
Правомерно ли относить к расходам по целевому финансированию только
статьи расходов, указанные в утвержденной смете?
Согласно закону № 7-ФЗ от 12.01.1996г. некоммерческая организация осуществляет свою деятельность за счет целевого финансирования на основе составленной плановой сметы доходов и расходов (т.е. предполагаемых поступлений и планируемых расходов), утверждаемой, как правило, в начале финансового года, в которой предусмотрено финансирование определенных статей расходов. Все поступления, направленные на финансирование уставной деятельности НКО, а также расходование этих средств отражаются в смете. Смету, иначе финансовый план, утверждает высший орган управления НКО или коллегиальный орган управления, если ему в соответствии с учредительными документами переданы такие полномочия.
Ведение предпринимательской деятельности, как правило, тоже допускается, но не в качестве основной, а лишь для достижения целей, для которых создана организация. Это может быть приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации.
Специалисты Минфина высказались по поводу отражения этих операций в учете в Письме от 31.07.2003 N 16-00-14/243 (адресовано некоммерческим организациям): получаемые доходы от предпринимательской деятельности, после налогообложения их в соответствии с налоговым законодательством, являются источником осуществления уставной деятельности организации, формирования имущества некоммерческой организации в соответствии со сметой и отражаются в бухгалтерском учете на счете 86 в корреспонденции с дебетом счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 29.11.2007 N 284-ФЗ).
Смета доходов и расходов организации может быть изменена в течение финансового года при условии ее утверждения высшим органом управления НКО или коллегиальным органом управления в соответствии с учредительными документами.
По итогам финансового года, если это предусмотрено уставом некоммерческой организации и учредительными документами, утверждается фактическая смета доходов и расходов НКО.
Имеет ли учреждение право учитывать амортизацию основных средств,
приобретенных за счет доходов от коммерческой деятельности в расходах,
уменьшающих налогооблагаемую прибыль?
Методы и порядок расчета сумм амортизационных отчислений для целей налогообложения прибыли в РФ установлены статьей 259 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ амортизируемым имуществом для целей налогообложения прибыли признаются отдельные виды имущества, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые одновременно отвечают следующим требованиям:
1) находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ);
2) используются налогоплательщиком для извлечения дохода;
3) погашение стоимости осуществляется путем начисления амортизации;
4) срок полезного использования составляет более 12 месяцев;
5) первоначальная стоимость составляет более 10000(20000 с 01.01.08.)рублей.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 256 НК РФ в состав амортизируемого имущества не включается имущество некоммерческих организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (то есть за счет доходов от предпринимательской деятельности) и используемого для осуществления такой деятельности.
Таким образом, к расходам некоммерческих организаций, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, относятся суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному названной организацией за счет средств, полученных от коммерческой деятельности, и используемому для осуществления этой деятельности.
Посмотреть все вопросы и ответы
|
|
|