Artiks Российское Законодательство (RZ4) - 1с, Консультант плюс, журналы, обслуживание
Консультант Плюс 1С: Франчайзи Электронная отчётность
Консультант Плюс
Справочные правовые системы
"Консультант Плюс"


Справочно правовые системы Консультант плюс Правовые системы
Консультант Плюс
Журналы Главная книга и Главная Книга: Конференц-Зал Журналы "Главная книга"
Новое в законодательстве - недельные обзоры документов законодательства России. Подготовлены специалистами КонсультантПлюс Новое в законодательстве
Документ недели - каждую неделю выбирается самый важный документ из вновь появившихся и подробно комментируется. Оригинал рассматриваемого документа можно бесплатно скачать Документ недели
Спецпроект - Тематические подборки документов Спецпроект
Ответы специалиста на Ваши вопросы Консультации
Для клиентов - информация для пользователей систем Консультант Для клиентов
Форма заказа на покупку или демонстрацию справочно правовых систем консультант плюс Заказ на покупку / демонстрацию
Заказ документа - форма заказа нормативных документов Заказ документа
Антивирусы - прейскурант на антивирусные программы. Антивирус Касперского, Доктор Вэб, Norton Antivirus. Описание антивирусов. Форма заказа Антивирусы
Полезные советы по работе с правовыми системами консультант Полезные советы


Контактная информация

написать письмо

Как правильно оформить выплаты из кассы российского предприятия денег за выполненную работу гражданину Белоруссии, постоянно проживающему на территории Республики Беларусь

Отвечает Селянина Е. Н.
(Об авторе ...)

   Оформить выплату заработной платы из кассы российского предприятия за выполненную работу гражданину Республики Беларусь можно расходным кассовым ордером на основании платежной или расчетно-платежной ведомости. Данные формы рассчитываются и заполняются в программе "1С-бухгалтерия", а также в других программах автоматизированным образом на основании заполненных Вами форм при приеме на работу.

   Что касается налогообложения сумм, выплаченных гражданину Республики Беларусь за выполненную работу, то в данном случае необходимо начислить и уплатить

- подоходный налог
-ЕСН
-страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.

   Исчисление и уплата НДФЛ и ЕСН для граждан Республики Беларусь имеет свои особенности.

   НДФЛ

   В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" гражданин Республики Беларусь признается иностранным гражданином.

   В соответствии со ст. 7 Договора между РФ и Республикой Беларусь "О равных правах граждан" (подписан 25.12.1998, ратифицирован Федеральным законом от 01.05.1999 N 89-ФЗ) установлено, что граждане России и Республики Беларусь имеют равные права на трудоустройство на территориях РФ и Республики Беларусь.

   Таким образом, при приеме гражданина Республики Беларусь на работу, в том числе на основании срочного трудового договора, не возникает обязанности по оформлению специального разрешения как на привлечение и использование рабочей силы, так и разрешения на работу в отношении указанного лица. При этом документы, выданные в Республике Беларусь для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий граждан этого государства, признаются в РФ без легализации.

   Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются резиденты РФ, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в РФ, в том числе, и вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей (п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ). При этом в соответствии с Трудовым кодексом РФ договор, заключенный с работником, как на определенный, так и на неопределенный срок, регулирует трудовые отношения и признается трудовым договором (ст. ст. 57, 58, 59 ТК РФ). Таким образом, к доходам граждан Республики Беларусь, полученным как по срочным, так и по заключенным на неопределенный срок трудовым договорам, применяется единый порядок налогообложения.

   Налоговым кодексом РФ в отношении доходов, получаемых резидентами РФ, в общем случае устанавливается налоговая ставка в размере 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). Доходы же физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами в соответствии с законодательством РФ, подлежат налогообложению по ставке 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ).

   В соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ начиная с 1 января 2007 г. налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

   Однако в отношении граждан Республики Беларусь, не проживавших в РФ до заключения трудового договора, установленный Налоговым кодексом порядок действует с учетом следующих особенностей.

   В соответствии с положениями п. 1 ст. 21 "Недискриминация" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество" граждане Республики Беларусь не должны подвергаться в России более обременительному налогообложению, чем граждане Российской Федерации в сходных обстоятельствах.

   Поскольку доходы граждан РФ, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ, то есть являющихся резидентами РФ, с первого дня налогового периода облагаются налогом по ставке 13 процентов, то в целях избежания дискриминации в отношении граждан Республики Беларусь для определения их налогового статуса установлен особый порядок.

   Так, Федеральная налоговая служба РФ направила своим территориальным органам для использования в работе разъяснение Минфина России о порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь - Письмо ФНС России от 21.09.2005 N ВЕ-6-26/786@ "О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь" о направлении Письма Минфина России от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82 "О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь").

   Согласно данным разъяснениям в отношении доходов граждан Республики Беларусь - потенциальных налоговых резидентов РФ от деятельности по трудовому договору ставка налога в размере 13 процентов подлежит применению с первого дня их пребывания на территории Российской Федерации. Одновременно при квалификации граждан Белоруссии в качестве потенциальных налоговых резидентов РФ необходимо также учитывать сроки заключаемых с такими гражданами трудовых договоров.

   В частности, в рамках Соглашения налоговыми резидентами РФ признаются граждане Республики Беларусь, с которыми у организации имеются трудовые договоры, предусматривающие нахождение таких лиц на территории РФ не менее 183 дней в календарном году (Письмо Минфина России от 29.03.2007 N 03-04-06-01/94, Письмо ФНС России от 09.06.2006 N 04-2-03/123).

   Таким образом, если организация заключает с белорусским гражданином срочный трудовой договор, предусматривающий нахождение лица на территории РФ не менее 183 дней в текущем календарном году, то данный гражданин признается резидентом РФ и исчисление и удержание налога следует производить по ставке 13 процентов с первого трудового дня.

   Если же трудовой договор заключен на меньший срок, то для определения ставки НДФЛ нужно проверить, работал ли в текущем календарном году работник, приехавший из Белоруссии, в других организациях на территории России. Ставка НДФЛ 13% может применяться с первого дня работы в случае, если общий срок всех трудовых договоров в календарном году (с учетом срока нового заключаемого трудового договора) будет не менее 183 дней.

   Если же общий срок трудовых договоров меньше 183 дней или белорусский гражданин не работал в России в текущем календарном году, но находился на территории РФ и имеет документы, которые могут подтвердить время его нахождения в России, не связанное с работой, то "нерабочий" период нахождения в России надо сложить со временем работы этого работника в других организациях и с предполагаемым временем работы в вашей организации (определяется по сроку нового заключаемого трудового договора). Если этот общий срок нахождения в России в календарном году получится не менее 183 дней, то надо применять ставку 13%.

   Стандартные налоговые вычеты предоставляются только тем иностранным работникам, доходы которых облагаются по ставке 13 процентов. Это положение следует из п. п. 3, 4 ст. 210 Налогового кодекса. Если налог с их доходов удерживают по ставке 30 процентов, права на вычет они не имеют.

   Из вашего вопроса следует, что гражданин Республики Беларусь, с которым у Вашей организации заключен трудовой договор, находится на территории РФ менее 183 дней, в этом случае ставка подоходного налога составит 30%. Удержание налога производится налоговым агентом (организацией) в момент выплаты дохода работнику (п. п. 1, 4 ст. 226 НК РФ).

   Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве

   В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" иностранные лица и лица без гражданства подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, причем Закон не содержит ограничений в связи с правовым положением в РФ указанной группы лиц. Таким образом, перечисление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за работников - иностранных граждан является обязательным. ЕСН.

   В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами помимо граждан РФ являются иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ (как временно, так и постоянно), если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору.

   В ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" выделены следующие категории законно находящихся в РФ иностранных граждан в зависимости от их правового положения в РФ: постоянно проживающие, временно проживающие и временно пребывающие.

   Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации.

   Таким образом, работник - гражданин Республики Беларусь, имеющий вид на жительство в РФ, подлежит обязательному пенсионному страхованию и на выплаты и вознаграждения, производимые в его пользу, начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

   Разрешение на временное проживание - документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство.

   Следовательно, работник - гражданин Республики Беларусь, имеющий разрешение на временное проживание в РФ, также подлежит обязательному пенсионному страхованию и на выплаты и вознаграждения, производимые в его пользу, начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

   Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание, то есть имеющий только временную регистрацию.

   Такой работник - гражданин Республики Беларусь не подлежит обязательному пенсионному страхованию, и на выплаты и вознаграждения, производимые в его пользу, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются.

   Согласно п. 2 ст. 243 Кодекса сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет (ставка 20%), уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет-14%) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

   Следовательно, лица, временно пребывающие на территории Российской Федерации, не признаются застрахованными и к ним не применяются положения Закона N 167-ФЗ.

   Таким образом, организация не вправе уменьшить сумму ЕСН на сумму налогового вычета, предусмотренную п. 2 ст. 243 НК РФ (ответ на частный вопрос К.В.Анатолити, советника государственной службы РФ 2 класса от 25.01.2008г.)

   В отличие от трудового договора при заключении с гражданином гражданско-правового договора ЕСН в ФСС (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации) не начисляется.

   Учитывая изложенное, с сумм выплат и вознаграждений по трудовому договору, например, не превышающих 280 000 руб., в пользу иностранного гражданина, работающего в российской организации и имеющего статус временно пребывающего на территории Российской Федерации, налогоплательщик уплачивает единый социальный налог в федеральный бюджет (20%), Фонд социального страхования Российской Федерации (2.9%) и фонды обязательного медицинского страхования (3.1%) в общеустановленном порядке без применения налогового вычета, предусмотренного п. 2 ст. 243 Кодекса.

   (Основание: Письмо МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 3 июня 2005 г. N 03-05-02-04/116, Письмо Минфина России от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82, письмо УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ по г. Москве от 26 ноября 2007 г. N 21-13/112059@, ответ на частный вопрос К.В. Анатолити, советника государственной службы РФ 2 класса от 25.01.2008г.)

Посмотреть все вопросы и ответы








Copyright © 2002-25 rz4.ru