
|
 |
|
С 2010 г. (с выходом 212-ФЗ) не подлежат обязательному медицинскому страхованию иностранные граждане, |
 |
которые не являются постоянно или временно пребывающие.
Как определить тех иностранцев, выплаты которым подлежат обложению страховыми взносами ?
Как определить статус временно пребывающего для обложения взносами и не перепутать с временно пребывающим неподлежащим обложению страховыми взносами ? Какими документами это регламентировано ?
Отвечает Селянина Е. Н.
(Об авторе ...)
Правовое положение иностранных граждан в РФ определяет Федеральный Закон от 25.07.202г.N 115-ФЗ в редакции от 29.12.2010г.
Согласно Закону N 115-ФЗ все иностранные лица, находящиеся на территории РФ, подразделяются на три категории:
1) временно пребывающие в РФ (ст. 5 Закона N 115-ФЗ);
2) временно проживающие в РФ (ст. 6 Закона N 115-ФЗ);
3) постоянно проживающие в РФ (ст. 8 Закона N 115-ФЗ).
Порядок исчисления и уплаты (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование регулируется нормами Федерального закона РФ от 24.07.2009г. N 212- ФЗ в редакции от 28.12.2010.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ все выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц облагаются страховыми взносами, если они начислены по трудовым, гражданско-правовым договорам, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, лицензионным договорам о предоставлении права использования указанных произведений (за исключением поименованных в данном Законе).
Обратите внимание. По мнению Минздравсоцразвития России (Письма от 23.03.2010 N 647-19, от 19.05.2010 N 1239-19, от 26.05.2010 N 1343-19), организации должны облагать взносами все выплаты в пользу работников.
Не облагаются взносами лишь выплаты, которые указаны в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Согласно п.15ст.9 Закона N 212-ФЗ не облагаются взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации.
Таким образом, при определении объекта обложения страховыми взносами ключевое значение имеет статус иностранного гражданина и наличие между работником и работодателем гражданско-правового договора либо авторского соглашения.
Иными словами, норму ст.9 Закона N 212-ФЗ можно пояснить так: взносами облагаются все выплаты физическим лицам (за исключением перечисленных в ст. 9 закона N 212-ФЗ) по отношению к которым организация является страхователем.
Еще одно исключение!
Согласно п.3.2 ст. 9. в базу для начисления страховых взносов помимо выплат, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются:
- в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации,
- любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.
Таким образом, доход, полученный физическим лицом по договору подряда, в отличие от дохода, полученного по трудовому договору, не подлежит обложению взносами в ФСС РФ в соответствии со ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний организация должна уплатить только в том случае, если это прямо оговорено в договоре подряда, в общем случае указанные страховые платежи не начисляются (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 27.07.2010)).
Таким образом, с начала 2010г. согласно ст. 9, п. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ полностью освобождаются от уплаты страховых взносов «суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ».
Объясняется это тем, что иностранец, временно пребывающий на территории РФ, не может получить пенсии, бесплатных медицинских услуг и услуг за счет системы социального страхования.
До 2010 г. позиция Минфина России заключалась в следующем: согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» застрахованными лицами, помимо граждан РФ, являются иностранные граждане, постоянно или временно проживающие на территории РФ, если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера. Таким образом, под эту категорию не подпадали иностранцы, временно пребывающие на территории РФ.
Это относилось только к пенсионному страхованию. Что же касается медицинского и социального страхования, то эти взносы организациям необходимо было платить за временно пребывающих на территории РФ иностранцев. Такая позиция, в частности, была озвучена в письме Минфина России от 15.02.2008 № 03-04-06-02/14.
С 2010года ситуация изменилась и временно пребывающие иностранцы освобождены от уплаты страховых взносов (ст.9 Закона 212-ФЗ). В том числе с 2010 г. иностранные граждане, которые не являются постоянно или временно проживающими на территории РФ, не подлежат обязательному медицинскому страхованию. Такие разъяснения дало Минздравсоцразвития России в письме от 26.01.2010 N 20-1/253427. Если иностранному работнику ранее выдавался страховой полис, он подлежит изъятию и возвращению в страховую компанию. На это, в частности, указал Московский областной фонд обязательного медицинского страхования в письме от 29.01.2010 N 04-03-11/652. При разрешении вопросов оказания медицинской помощи иностранным гражданам следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 546 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации".
Временно пребывающие на территории РФ иностранцы - особая категория. Это лица, въехавшие на территорию РФ на основании визы или в безвизовом порядке и имеющие на руках миграционную карту.
Правовой статус временно пребывающего на территории РФ иностранца определяют следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность;
- миграционная карта;
- виза (если иностранец въехал на территорию РФ в визовом режиме).
Миграционная карта содержит сведения о въезжающем в РФ иностранце. Безвизовый въезд разрешен всем гражданам СНГ, кроме Грузии и Туркмении.
Большую часть работников, которые принимаются на работу, составляют граждане СНГ. Разрешение на работу такой гражданин получает в миграционной службе. Порядок получения разрешения на работу указан в правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681. Срок временного пребывания в РФ иностранца в безвизовом режиме не может превышать 90 суток. По истечении этого срока он обязан выехать из РФ.
Таким образом, временно пребывающим в России признается иностранный гражданин, который прибыл в РФ на основании визы или в порядке, не требующем ее получения.
При этом он не имеет вида на жительство или разрешения на временное проживание (абз. 9 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
Категории иностранцев |
Документ,
подтверждающий статус |
Срок нахождения в РФ |
Временно пребывающие в
РФ на основании визы |
Виза и миграционная
карта |
Определяется сроком
действия визы <*> |
Временно пребывающие в
РФ в безвизовом порядке |
Миграционная карта |
При безвизовом въезде
не может превышать
90 суток <*> |
<*> Указанные сроки могут быть продлены или сокращены в порядке, который установлен п. п. 3 - 5 ст. 5, п. 1 ст. 5.1 Закона N 115-ФЗ.
Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в безвизовом порядке, продлевается на срок действия заключенного с ним трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)), но не более чем на один год. Данный срок исчисляется со дня въезда иностранца в РФ (абз. 2 п. 5 ст. 5, п. 1.3 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Решение о продлении срока принимает территориальный орган ФМС России (п. 4 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).
Обратите внимание: российские работодатели могут принять на работу иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом режиме, без получения разрешения на привлечение и использование иностранцев - п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» . Необходимо лишь уведомить об использовании труда иностранцев органы ФМС России и службы занятости в соответствующем субъекте РФ. Такие уведомления направляются в срок не позднее трех рабочих дней с момента заключения трудового договора с иностранцем. Разрешение на работу выдается самому работнику на основании его заявления в органы ФМС России.
При нарушении определенных правил использования труда иностранцев российской организации грозят существенные штрафы - ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Временно пребывающий в РФ иностранец не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст..13 Закона № 115-ФЗ).
К сведению. По мнению Минздравсоцразвития России направлять в командировки по России можно лишь тех иностранцев, которые имеют определенную профессию или занимают определенную должность. Перечень таких профессий и должностей приведен в списке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 № 607.
Посмотреть все вопросы и ответы
|
|
|