Главная --> "Документ недели"
Документ недели. Текст документа предоставлен  Консультант Плюс. СПС КонультантПлюс - самые полные справочно-правовые системы

10.07.2013

При подготовке материала использовались
справочно-правовые системы "Консультант Плюс"

Методические рекомендации по подготовке разработчиками и производителями лекарственных препаратов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации, периодических отчетов по безопасности лекарственных препаратов

   Подготовлены методические рекомендации, в которых изложены базовые принципы подготовки периодических отчетов по безопасности лекарственных препаратов.

   Государственная функция по мониторингу безопасности лекарственных препаратов осуществляется путем сбора, обработки и анализа сведений по безопасности лекарственных средств в целях выявления информации о побочных действиях, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях, особенностях его взаимодействия с другими лекарственными препаратами, которые могут представлять угрозу жизни или здоровью пациентов.

   В рамках реализации данной государственной функции приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 757н "Об утверждении порядка осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов для медицинского применения", в отношении разработчиков и производителей лекарственных препаратов, на имя которых выдано регистрационное удостоверение лекарственного препарата, установлена обязанность представлять в Росздравнадзор информацию обо всех случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, о серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об особенностях взаимодействия лекарственных препаратов с другими лекарственными препаратами, а также периодические отчеты по безопасности лекарственных препаратов (далее - ПОБЛП).

   В данных методических рекомендациях рассмотрены вопросы подготовки и представления ПОБЛП, включая вопросы определения сроков их представления, объема информации по безопасности лекарственных препаратов, подлежащей включению в ПОБЛП, структуре и формату ПОБЛП, а также порядка направления отчетов в Росздравнадзор.

   Приведем здесь первую часть этих рекомендаций:

   Утверждаю Врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения

   М.А.МУРАШКО

   04.06.2013

   МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ РАЗРАБОТЧИКАМИ И ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ОБРАЩЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПЕРИОДИЧЕСКИХ ОТЧЕТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

   УВЕДОМЛЕНИЕ

   Настоящие методические рекомендации не являются нормативным правовым актом. Данный документ основывается на подходах Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения к рассматриваемой проблеме и содержит разъяснения по практическим вопросам соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере осуществления мониторинга безопасности лекарственных средств. Отклонение от положений методических рекомендаций при условии соблюдения законодательства Российской Федерации не влечет за собой наступления административной или иной ответственности.

   Использованные сокращения

   АИС Росздравнадзора - Автоматизированная информационная система Росздравнадзора

   МНН - международное непатентованное название

   Н/П - несерьезные предвиденные [нежелательные реакции]

   Н/НП - несерьезные непредвиденные [нежелательные реакции]

   ПОБЛП - периодический отчет по безопасности лекарственного препарата

   С/П - серьезные предвиденные [нежелательные реакции]

   С/НП - серьезные непредвиденные[нежелательные реакции]

   DDD - Установленная суточная доза лекарственного препарата (Defined Daily Dose)

   Введение

   В соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лекарственные препараты, находящиеся в обращении на территории Российской Федерации, подлежат мониторингу безопасности в целях выявления возможных негативных последствий их применения, предупреждения и защиты пациентов от их использования. Государственная функция по мониторингу безопасности лекарственных препаратов осуществляется путем сбора, обработки и анализа сведений по безопасности лекарственных средств в целях выявления информации о побочных действиях, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях, особенностях его взаимодействия с другими лекарственными препаратами (далее - нежелательные реакции), которые могут представлять угрозу жизни или здоровью пациентов. В рамках реализации данной государственной функции приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 757н "Об утверждении порядка осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов для медицинского применения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31.08.2010 N 18324) в отношении разработчиков и производителей лекарственных препаратов, на имя которых выдано регистрационное удостоверение лекарственного препарата (далее - держателей регистрационного удостоверения) установлена обязанность в установленные сроки представлять в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (далее - Росздравнадзор) информацию обо всех случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, о серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об особенностях взаимодействия лекарственных препаратов с другими лекарственными препаратами, а также периодические отчеты по безопасности лекарственных препаратов (далее - ПОБЛП). В настоящих методических рекомендациях рассмотрены вопросы подготовки и представления ПОБЛП, включая вопросы определения сроков их представления, объема информации по безопасности лекарственных препаратов, подлежащей включению в ПОБЛП, структуре и формату ПОБЛП, а также порядка направления отчетов в Росздравнадзор. Рекомендации разработаны на основе:

   1. Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";

   2. Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан";

   3. Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";

   4. Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения";

   5. Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 757н "Об утверждении порядка осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов для медицинского применения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31.08.2010 N 18324);

   6. Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 758н "Об утверждении Порядка приостановления применения лекарственного препарата для медицинского применения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31.08.2010 N 18325).

   В процессе разработки настоящих методических рекомендаций приняты во внимание положения следующих документов:

   - Гармонизированные Трехсторонние Руководства Международной конференции по гармонизации (ICH)

   - Первого и второго пересмотра рекомендаций ICH E2C: (R1) "Управление данными по клинической безопасности: Периодические отчеты по безопасности лекарственных средств, находящихся на рынке" <1> и (R2) Международной конференции по гармонизации ICH E2C (R2) "Периодический отчет о соотношении пользы и риска лекарственного препарата" <2>

   <1> ICH Harmonized Tripartite Guideline E2C (R1) "Clinical safety data management: periodic safety update reports for marketed drugs".

   <2> ICH Harmonized Tripartite Guideline E2C (R2)"Periodic Risk-Benefit Evaluation Report (PBER)".

   - ICH E2D "Управление данными по безопасности в пострегистрационном периоде: определения и стандарты срочной отчетности" <1>,

   <1> ICH Harmonized Tripartite Guideline E2D "Post-approval safety data management: definitions an standards for expedited reporting" E.

   - ICH E2E "Планирование мероприятий по фармаконадзору" <1>

   <1> ICH Harmonized Tripartite Guideline ICH E2E "Pharmacovigilance planning".

   - а также подготовленные Европейской Комиссией Европейского Союза

   - Тома 9A Правил обращения лекарственных препаратов в Европейском Союзе "Рекомендации по мониторингу безопасности лекарственных средств, предназначенных для человека" <1>;

   <1>" The Rules Governing Medicinal Products in the European Union, Volume 9a, "Guidelines on Pharmacovigilance for Medicinal Products for Human Use".

   - Руководств Европейского Агентства по лекарственным средствам по надлежащей практике фармаконадзора <1>.

   <1> EMA Good Pharmacovigilance Practice Modules.

   В настоящих методических рекомендациях изложены базовые принципы подготовки ПОБЛП. По дополнительным вопросам и разъяснениям, связанным с подготовкой ПОБЛП, рекомендуется обращаться в Федеральную службу в сфере здравоохранения.

   Термины и определения

   1. Лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

   2. Лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.

   3. Оригинальное лекарственное средство - лекарственное средство, содержащее впервые полученную фармацевтическую субстанцию или новую комбинацию фармацевтических субстанций, эффективность и безопасность которых подтверждены результатами доклинических исследований лекарственных средств и клинических исследований лекарственных препаратов.

   4. Воспроизведенное лекарственное средство - лекарственное средство, содержащее такую же фармацевтическую субстанцию или комбинацию таких же фармацевтических субстанций в такой же лекарственной форме, что и оригинальное лекарственное средство, и поступившее в обращение после поступления в обращение оригинального лекарственного средства.

   5. Международное непатентованное наименование (далее - МНН) лекарственного средства - наименование фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения.

   6. Торговое наименование лекарственного средства - наименование лекарственного средства, присвоенное его разработчиком. Важно обратить внимание, что в практике подготовки ПОБЛП под торговым наименованием подразумевается наименование лекарственного препарата, указанное в российском регистрационном удостоверении.

   7. Качество лекарственного средства - соответствие лекарственного средства требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия нормативной документации или нормативного документа.

   8. Безопасность лекарственного средства - характеристика лекарственного средства, основанная на сравнительном анализе его эффективности и риска причинения вреда здоровью.

   9. Эффективность лекарственного препарата - характеристика степени положительного влияния лекарственного препарата на течение, продолжительность заболевания или его предотвращение, реабилитацию, на сохранение, предотвращение или прерывание беременности.

   10. Субъекты обращения лекарственных средств - физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств.

   11. Разработчик лекарственного средства - организация, обладающая правами на результаты доклинических исследований лекарственного средства, клинических исследований лекарственного препарата, а также на технологию производства лекарственного средства.

   12. Производитель лекарственных средств - организация, осуществляющая производство лекарственных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".

   13. Доклиническое исследование лекарственного средства биологические, микробиологические, иммунологические, токсикологические, фармакологические, физические, химические и другие исследования лекарственного средства путем применения научных методов оценок в целях получения доказательств безопасности, качества и эффективности лекарственного средства.

   14. Клиническое исследование лекарственного препарата - изучение диагностических, лечебных, профилактических, фармакологических свойств лекарственного препарата в процессе его применения у человека, животного, в том числе процессов всасывания, распределения, изменения и выведения, путем применения научных методов оценок в целях получения доказательств безопасности, качества и эффективности лекарственного препарата, данных о нежелательных реакциях организма человека, животного на применение лекарственного препарата и об эффекте его взаимодействия с другими лекарственными препаратами и (или) пищевыми продуктами, кормами.

   15. Пострегистрационное клиническое исследование лекарственного препарата для медицинского применения - клиническое исследование лекарственного препарата для медицинского применения, проводимое производителем лекарственного препарата, гражданский оборот которого осуществляется после государственной регистрации, в целях дополнительного сбора данных о его безопасности и эффективности, расширения показаний к применению данного лекарственного препарата, а также выявления нежелательных реакций пациентов на его действие.

   16. Побочное действие - реакция организма, возникшая в связи с применением лекарственного препарата в дозах, рекомендуемых в инструкции по его применению, для профилактики, диагностики, лечения заболевания или для реабилитации.

   17. Серьезная нежелательная реакция - нежелательная реакция организма, связанная с применением лекарственного препарата, приведшая к смерти, врожденным аномалиям или порокам развития либо представляющая собой угрозу жизни, требующая госпитализации или приведшая к стойкой утрате трудоспособности и (или) инвалидности.

   18. Непредвиденная нежелательная реакция - нежелательная реакция организма (в том числе связанная с применением лекарственного препарата в соответствии с инструкцией по его применению), сущность и тяжесть которой не соответствуют информации о лекарственном препарате, содержащейся в инструкции по его применению.

   1. Общие вопросы подготовки ПОБЛП

   Получение достаточной информации о профиле эффективности и безопасности лекарственного препарата невозможно без выявления и анализа данных о его нежелательных реакциях и особенностях взаимодействия с другими лекарственными препаратами, пищевыми продуктами, а также биологически активными добавками к пище в пострегистрационном периоде. ПОБЛП является аналитическим обзором сведений о безопасности лекарственного препарата, позволяющим уточнить оценку соотношения пользы и риска применения лекарственного препарата в медицинской практике. Учитывая это, ПОБЛП могут предоставляться в Росздравнадзор в трех основных форматах, обеспечивающих достаточный охват и уровень анализа информации о безопасности лекарственных препаратов, полученной в пострегистрационном периоде: - Формат, описанный в руководстве Международной конференции по гармонизации ICH E2C (R1) "Управление данными по клинической безопасности: Периодические отчеты по безопасности лекарственных средств, находящихся на рынке" <1>

   <1> ICH Harmonized Tripartite Guideline E2C (R1) "Clinical safety data management: periodic safety update reports for marketed drugs".

   Формат, описанный в руководстве Международной конференции по гармонизации ICH E2C (R2) "Периодический отчет о соотношении пользы и риска лекарственного препарата" <1>

   <1> ICH Harmonized Tripartite Guideline E2C (R2)"Periodic Risk-Benefit Evaluation Report (PBER)".

   Формат ПОБЛП, описанный в разделах 1.1 - 3 настоящих рекомендаций. Предлагаемый в настоящих рекомендациях формат ПОБЛП является адаптированной версией формата ПОБЛП, описанного в Руководстве Международной конференции по гармонизации (ICH) E2C (R1) "Управление данными по клинической безопасности: Периодические отчеты по безопасности лекарственных средств, находящихся на рынке".

   1.1 Объем информации по безопасности лекарственного препарата, рекомендуемый к включению в ПОБЛП

   В пострегистрационном периоде держатель регистрационного удостоверения получает данные по безопасности лекарственного препарата из следующих источников:

   1. Сообщения субъектов обращения лекарственных средств о выявленных нежелательных реакциях (спонтанные сообщения), включая:

   a. Сообщения специалистов здравоохранения (медицинских работников);

   b. Сообщения о нежелательных реакциях, поступающие от органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации;

   c. Сообщения лиц, не являющихся специалистами здравоохранения, включая пациентов или потребителей;

   d. Сообщения юридических лиц, осуществляющих обращение данного лекарственного препарата за рубежом, в рамках контрактных соглашений.

   2. Новые данные по безопасности и эффективности, полученные в ходе доклинических, клинических, эпидемиологических исследований, спонсором которых является держатель регистрационного удостоверения лекарственного препарата.

   В эту группу могут быть включены данные регистров заболевания или использования лекарственного препарата (например, орфанного лекарственного средства).

   3. Новые данные по безопасности и эффективности из научной литературы.

   4. Сообщения о решениях зарубежных регуляторных органов об изменении регистрационного статуса лекарственного препарата, изменениях регистрационной документации, связанные с безопасностью, либо иных мерах, направленных на обеспечение безопасности его использования (например, программы управления рисками).

   5. Другие источники информации, включая сведения, полученные от медицинских организаций, региональных центров мониторинга безопасности лекарственных препаратов, правоохранительных органов о фактах вреда жизни и здоровью человека вследствие применения лекарственного препарата (включая случаи намеренной или непреднамеренной передозировки, злоупотребления или использования в противоправных целях).

   Данные сведения составляют основу периодического отчета по безопасности. В ПОБЛП следует включать информацию обо всех нежелательных реакциях, вне зависимости от того, считает ли держатель регистрационного удостоверения эти реакции связанными с применением данного лекарственного препарата. Порядок оценки причинно-следственной связи между применением лекарственного препарата и развитием нежелательной реакции описан в Методических рекомендациях Росздравнадзора от 02.10.2008 "Определение степени достоверности причинно-следственной связи "Неблагоприятная побочная реакция - лекарственное средство" (классификация и методы)". <1>

   <1> Опубликованы на сайте Росздравнадзора (раздел "Лекарственные средства", подраздел "Мониторинг безопасности лекарственных средств, находящихся в обращении на территории Российской Федерации", рубрика "Методические разработки").

   Держатель регистрационного удостоверения может принять решение не включать в ПОБЛП те нежелательные реакции, причинно-следственная связь которых с применением препарата отрицается одновременно отправителем спонтанного сообщения и держателем регистрационного удостоверения. В целях обеспечения необходимой полноты информации о безопасности лекарственного препарата, полученной в пострегистрационном периоде, в ПОБЛП следует включать данные, полученные от иных юридических лиц, осуществляющих обращение данного лекарственного препарата за пределами Российской Федерации в рамках контрактных обязательств (включая сведения из спонтанных сообщений, клинических исследований и др.). Указанные выше сведения по безопасности лекарственного препарата должны быть проанализированы держателем регистрационного удостоверения в целях оценки их влияния на соотношение пользы и риска использования лекарственного средства, а также необходимости принятия дополнительных мер, направленных на повышение безопасности его применения (изменение инструкции, рецептурного статуса, распространения информационных писем для специалистов здравоохранения). В ПОБЛП должны быть приведены данные о предполагаемом объеме потребления препарата (экспозиции), что позволит количественно оценить риски развития нежелательных реакций или проблем безопасности (см. раздел 3.5).

   1.2 Предоставление данных об отсутствии или недостаточности ожидаемого терапевтического эффекта лекарственных препаратов, применяемых в терапии жизнеугрожающих заболеваний

   С учетом клинической значимости отсутствие или недостаточная клиническая эффективность лекарственных препаратов, применяемых для лечения жизнеугрожающих заболеваний, может попадать под определение серьезной нежелательной реакции, приведенное в Федеральном законе от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". В связи с этим информацию о случаях отсутствия ожидаемого терапевтического эффекта рекомендуется включать в особый раздел ПОБЛП (см. Раздел 3.10).

   1.3 Временной охват информации

   В ПОБЛП включается клиническая и доклиническая информация о безопасности лекарственного препарата, которая получена держателем регистрационного удостоверения в период сбора сведений для ПОБЛП. Исключения составляют следующие данные:

   - В каждый отчет включается вся информация об изменениях регистрационного статуса лекарственного препарата в Российской Федерации и за рубежом, а также изменениях регистрационной документации, связанных с его безопасностью, которые произошли за весь пострегистрационный период, начиная со дня первой государственной регистрации данного лекарственного препарата в мире;

   - В каждый ПОБЛП включаются обобщенные сведения обо всех выявленных за весь пострегистрационный период нежелательных реакциях, которые являются одновременно серьезными и непредвиденными (в форме обзора эпизодов выявления данных реакций, а также последовательное описание действий, предпринятых держателем регистрационного удостоверения / регуляторными агентствами в связи с обнаружением этих реакций (например, проведение дополнительных исследований, внесения изменений в инструкцию, приостановления применения лекарственного препарата).

   1.4 Единый периодический отчет по безопасности для лекарственных препаратов, содержащих одно активное вещество

   Держателям регистрационных удостоверений лекарственных препаратов рекомендуется готовить один периодический отчет на лекарственные препараты, содержащие одно и то же действующее вещество (или комбинацию действующих веществ) в разных лекарственных формах, дозировках и составах. Данные по безопасности комбинированных лекарственных препаратов, действующие вещества которых также используются в монопрепаратах, выпускаемых держателем регистрационного удостоверения, могут быть представлены в отдельном ПОБЛП или в особом разделе периодического отчета по безопасности препарата, содержащего одно из действующих веществ данной комбинации. Вопрос о структуре ПОБЛП в этом случае следует решать, исходя из значимости различий фармакологических свойств препарата, включая различия показаний к применению и профиля безопасности монопрепарата и комбинированного лекарственного препарата. Если данные по безопасности комбинированного препарата и монопрепарата представляются в двух независимых ПОБЛП, данные отчеты должны быть снабжены перекрестными ссылками, облегчающими поиск значимой информации по безопасности действующих веществ. В случае если показания к применению разных лекарственных форм значительно различаются <1>, может оказаться целесообразным представить данные по безопасности соответствующих лекарственных препаратов в самостоятельных разделах одного ПОБЛП.

   <1> Например, если один и тот же лекарственный препарат в форме шипучих таблеток показан к применению у взрослых, а в форме сиропа - у детей.

   1.5 Представление отчета вне зависимости от фактического обращения лекарственного препарата на фармацевтическом рынке Российской Федерации

   Новая информация об эффективности и безопасности лекарственных препаратов появляется непрерывно. Сведения о нежелательных реакциях, а также иных факторах риска применения лекарственных средств содержатся не только в спонтанных сообщениях, поступающих держателю регистрационного удостоверения, но и в материалах доклинических, клинических исследований, данных ретроспективного изучения его использования, научных статьях. Учитывая это, ПОБЛП следует представлять в установленные сроки (см. ниже) вне зависимости от фактического обращения зарегистрированного лекарственного препарата на фармацевтическом рынке Российской Федерации.

   1.6 Принципы оценки предвиденности нежелательных реакций

   Для оценки предвиденности нежелательной реакции рекомендуется использовать ту редакцию инструкции, которая была утверждена в Российской Федерации на дату начала отчетного периода сбора данных для ПОБЛП. Соответственно реакции, сведения о которых были внесены в инструкцию по применению только в период сбора данных для данного ПОБЛП, в этом отчете будут описываться как непредвиденные. Информацию о возможном изменении частоты нежелательных реакций по сравнению с описанной в инструкции по медицинскому применению рекомендуется классифицировать как непредвиденную нежелательную реакцию. Также в ПОБЛП следует дать разъяснения держателя регистрационного удостоверения относительно причин изменения частоты нежелательных реакций (изменение целевой популяции, у которой применялся препарат, превышение дозировки, проблемы качества лекарственного препарата и др.). В случае, если для оценки предвиденности реакций держатель регистрационного удостоверения руководствуется Базовой характеристикой лекарственного препарата (Company Core Safety Datasheet, CCSDS) или основными сведениями по безопасности лекарственного препарата (Company Core Safety Infromation, CCSI), то копии указанных документов прикладываются к ПОБЛП.

   1.7 Использование литературных источников

   Держателям регистрационных удостоверений рекомендуется создать перечень литературных источников (отечественных и зарубежных рецензируемых научных журналов, доступных в сети Интернет или на бумажном носителе), которые будут регулярно мониторироваться в целях оценки безопасности выпускаемых лекарственных препаратов. Выбор литературных источников для подобного мониторинга должен производиться с учетом сферы применения лекарственного средства. Перечень мониторируемых научных литературных источников рекомендуется прикладывать к ПОБЛП.

   1.8 Получение информации о решениях зарубежных регуляторных органов, принятых в связи с проблемами безопасности лекарственных препаратов

   Наряду с литературными данными рекомендуется отслеживать решения зарубежных регуляторных агентств по ограничению или изменению порядка обращения лекарственных препаратов. Возможные источники информации по регуляторным решениям в области безопасности лекарственных средств указаны в приложении 1.

   1.9 Описание нежелательных реакций на лекарственный препарат

   Для описания нежелательных реакций рекомендуется использовать единообразную терминологию. Для этой цели возможно использовать термины справочников информационного ресурса по фармаконадзору Автоматизированной информационной системы Росздравнадзора (далее - АИС Росздравнадзора), которые являются русскими эквивалентами Терминологии нежелательных реакций, разработанной Всемирной Организацией Здравоохранения (WHO-ART). Также держатели регистрационных удостоверений при описании нежелательных реакций могут руководствоваться самостоятельно переведенными терминами словаря регуляторной медицинской терминологии ICH (MedDRA). Показания к применению лекарственного препарата рекомендуется указывать в соответствии с Международной классификацией болезней Всемирной Организации Здравоохранения X-го пересмотра, введенной в учреждениях здравоохранения Российской Федерации приказом Минздрава России от 27.05.1997 N 170 "О переходе органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации на международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра". В случае если в сообщении отсутствует диагноз заболевания, для терапии которого назначался лекарственный препарат, держатель регистрационного удостоверения может самостоятельно указать предполагаемый диагноз, исходя из анализа доступных данных. Такое предположение держателя регистрационного удостоверения должно сопровождаться соответствующим примечанием. В случае невозможности точно описать или классифицировать описываемую нежелательную реакцию допустимо использование терминологии отправителя, указав ее в кавычках. При разногласиях держателя регистрационного удостоверения и отправителя сообщения относительно описания, исхода, причины нежелательной реакции, показания к назначению лекарственного препарата позиция держателя регистрационного удостоверения по данному вопросу может быть приведена в виде особого примечания или комментария в том разделе ПОБЛП, где описана соответствующая реакция.

   2. Определение даты представления ПОБЛП

   В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 757н периодические отчеты направляются держателем регистрационного удостоверения лекарственного препарата, на имя которого выдано регистрационное удостоверение лекарственного препарата, в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения на электронном и бумажном носителе в сроки, отсчитываемые от даты регистрации лекарственного препарата в стране, где лекарственный препарат был впервые разрешен к медицинскому применению:

   - в течение первых двух лет регистрации лекарственного препарата - каждые 6 месяцев;

   - в течение последующих двух лет - третьего и четвертого года регистрации лекарственного препарата - ежегодно;

   - начиная с пятого года регистрации лекарственного препарата - один раз в три года.

   Периодические отчеты предоставляются не позднее 30 дней от даты окончания срока отсчета. Порядок определения даты первой регистрации лекарственного препарата приведен в схеме.

   1. Сроки предоставления ПОБЛП воспроизведенных лекарственных препаратов отсчитываются от даты первой регистрации оригинального лекарственного препарата с активным веществом (комбинацией активных веществ) данного международного непатентованного или группировочного названия (за исключением биологических лекарственных препаратов).

   2. Сроки предоставления ПОБЛП для биологических лекарственных средств (иммунобиологических лекарственных средств, лекарственных средств, полученных из крови и плазмы крови человека, лекарственных средств, произведенных путем биотехнологических процессов (технологий и методов), генотерапевтических и соматотерапевтических лекарственных средств, содержащих действующие вещества биологического происхождения), а также биоаналоговых лекарственных средств (лекарственных средств, схожих с оригинальным биологическим лекарственным средством по технологии производства, фармацевтической субстанции (комбинации фармацевтических субстанций), лекарственной форме, показаниям к применению и поступившее в обращение с соблюдением интеллектуальных прав на оригинальное лекарственное средство) отсчитываются от даты регистрации данного лекарственного препарата в Российской Федерации.

   3. Дату отсчета сроков представления ПОБЛП возможно округлить до первого числа месяца, следующего за датой первичной регистрации оригинального лекарственного препарата.

   4. Для лекарственного препарата, выпускаемого в нескольких лекарственных формах, срок представления ПОБЛП отсчитывается от даты регистрации первой лекарственной формы оригинального лекарственного препарата в порядке, приведенном в пунктах 5 - 10.

   5. В случае если оригинальный лекарственный препарат с активным веществом (комбинацией активных веществ) данного международного непатентованного или группировочного названия (далее - оригинальный лекарственный препарат) впервые в медицинской практике был зарегистрирован (разрешен к применению в медицинской практике) в СССР до 01.01.1992, в качестве даты отсчета срока предоставления ПОБЛП оригинального лекарственного препарата и воспроизведенных препаратов используется дата приказа о первой регистрации оригинального препарата (дата выдачи первого регистрационного удостоверения). Сведения о приказах Минздрава СССР о разрешении к медицинскому применению лекарственных препаратов содержатся, в частности, в справочных правовых информационных системах ("Гарант", "Консультант" и др.).

   6. В случае если оригинальный лекарственный препарат был зарегистрирован в государствах Европейского Союза ранее, чем в Российской Федерации, в качестве даты, от которой отсчитываются сроки представления ПОБЛП, рекомендуется использовать так называемую "европейскую дату рождения препарата" (European Birthdate), опубликованную на сайте Европейского Медицинского Агентства (ЕМА). <1>

   <1> http://www.ema.europa точка eu/ema/doc_index.jsp?curl=pages/includes/document/document_detail.jsp?webContentId=WC500124999&murl=menus/document_library/document_library.jsp&mid=0b01ac058009a3dc 7. В случае если лекарственный препарат был впервые зарегистрирован за пределами Российской Федерации, но не в государствах ЕС, для определения даты отсчета сроков представления ПОБЛП предпочтительно использовать дату первичной регистрации в США. Данная информация доступна на сайте Управления США по контролю за продуктами питания и лекарственными средствами (Food and Drug Administration) <1>.

   <1> Раздел "информация FDA о лекарственных средствах" "Drugs@FDA" по адресу раздел Drugs@FDA, http://www.accessdata.fda.gov/scripts/cder/drugsatfda/).

   8. В случае если оригинальный лекарственный препарат впервые зарегистрирован за пределами Российской Федерации, но не в странах ЕС или США, для определения даты первичной регистрации возможно использовать информацию сайтов ведущих мировых регуляторных агентств, включая Агентство по здравоохранению Канады (Health Canada) (http://webprod3.hc-sc.gc.ca/dpd-bdpp/index-eng.jsp), Управление Австралии по медицинской продукции (Therapeutic Goods Administration Australia https://www.ebs.tga.gov.au/) и других регуляторных агентств.

   9. При отсутствии информации о дате первой регистрации на информационных ресурсах зарубежных регуляторных органов в сфере обращения лекарственных препаратов, дата первичной регистрации оригинального препарата может быть установлена на основе данных научной литературы. В этом случае в разделе ПОБЛП, посвященном международному регуляторному статусу препарата, приводится ссылка на источник литературных данных о первичной регистрации препарата.

   10. В случае если информация о регистрации лекарственного препарата отсутствует на перечисленных информационных ресурсах зарубежных регуляторных органов, а также в научной литературе (например, для препаратов, традиционно применяемых в медицинской практике или используемых более 50 лет), держатель регистрационного удостоверения может разработать собственный график предоставления ПОБЛП по данному лекарственному средству. Данный график рекомендуется предварительно согласовать с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

   ...

    Вы можете БЕСПЛАТНО отправить запрос

  • на полный текст этого документа
  • на покупку или демоверсию любой из вышеперечисленных систем "КонсультантПлюс" (в составе которой будет и этот нормативный документ)

Заполнить Форму запроса

 
·
Архив 2013
N 28

· Дополнительная информация о документе:
  • Впервые официально опубликован:
    - На 10.07.2013 официально опубликован не был.
  • Включен в системы Консультант Плюс:
    - 10.07.2012
  • утвержден Росздравнадзором:
    - 04.06.2013 за N 28883
· В СПС "Консультант Плюс" (*) можно найти этот документ за 10-15 секунд Для этого :
  • В Быстром поиске наберите Методические рекомендации по подготовке разработчиками и производителями лекарственных препаратов и нажмите ENTER
  • Откройте текст документа

· В СПС "Консультант Плюс" (*) легко найти всю дополнительную информацию по этому документу:
· Мы поможем Вам :
  • Научиться работать с правовыми системами

  • Выбрать и приобрести наиболее сбалансированный комплект СПС "Консультант Плюс"
· Звоните
(круглосуточно)





© 2004-24 Pravinfo
Дизайн -
студия "Неоновый Жук"